Москва
(495)240-82-20
Ростов-на-Дону
(863)219-77-00
   

Почему компании необходим зарегистрированный товарный знак?

Почему компании необходим зарегистрированный товарный знак?
15.12.2015
Доклад семинара «1С-Битрикс»: Веб для бизнеса в непростое время

TrademarkПреимущества наличия у компании собственного зарегистрированного товарного знака очевидны и не подлежат сомнению. Наличие зарегистрированного товарного знака, во-первых, позволяет данной компании фиксировать свое полное и нераздельное право на использование данной марки, гарантируя при этом защищенность своего товара от посягательств со стороны других лиц, как незаконно использующих данный товарный знак, так и стремящихся присвоить его себе.

Во-вторых, по прошествии времени, такой бизнес можно продать намного дороже, сыграв на широкой известности бренда (товарного знака).

Однако до сих пор многие предприниматели, работающие на рынке не год и не два, выпускающие под своим брендом (товарным знаком) востребованную и подчас уникальную продукцию или услуги, не спешат провести регистрацию товарного знака. Регистрация не является обязательной и можно проработать так и десятки лет, но что, если вашей беспечностью воспользуются злонамеренные люди?

Давайте по порядку….

Что такое товарный знак?

Товарные знакиСогласно статьи 1477 Гражданского кодекса РФ товарный знак – это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Т.е. основная цель товарного знака - отличить выпускаемые товары/работы/услуги от аналогичных товаров/работ/услуг, производимые иными лицами и тем самым предоставить им дополнительную защиту.

Зачем регистрировать товарный знак?
  1. Право на товарный знак защищает от посягательств конкурентов.
  2. Товарный знак – отличный источник прибыли (посредством заключение договора коммерческой концессии, лицензионного договора, договора отчуждения).
  3. Товарный знак можно использовать в качестве нематериального актива на балансе организации.
  4. Свидетельство на товарный знак повышает конкурентоспособность товаров и услуг организации.
  5. Зарегистрированный товарный знак (обозначение) увеличивает рыночную стоимость и повышает авторитет компании.
  6. Зарегистрированный товарный знак — неотъемлемый элемент франчайзинга, и если вы планируете развивать свой бизнес путем продажи франшизы — без зарегистрированного товарного знака ничего не получится.
Кто регистрирует товарный знак?

Товарные знаки регистрируются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФИПС) и указываются в специальном реестре, поэтому всегда можно посмотреть, зарегистрирован тот или иной товарный знак или подана ли заявка на регистрацию товарного знака.

Но помимо зарегистрированных товарных знаков (т.е. знаков, на которые уже выдано свидетельство), ФИПС ведет реестр поданных заявок на регистрацию товарных знаков.

Сколько времени необходимо для регистрации товарного знака?

Для регистрации товарного знака требуется подать соответствующее заявление и дополнительные документы (например, перечень классов МКТУ). Срок регистрации ФИПС товарного знака – длительный (действующее законодательство не предусматривает конкретных сроков регистрации, ориентировочно срок регистрации составляет 14-16 месяцев), он имеет несколько этапов: так сначала ФИПС проверяет, правильно ли оформлено заявление (например, соответствуют ли размеры поданного обозначения установленным или нет), затем проверяет указанные классы.

Что проверят ФИПС при регистрации товарного знака?

Не всякое обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак. Перед подачей заявления проверьте, соответствует ли ваше обозначение требованиям охраноспособности.

Когда вы придумываете логотип компании, нужно привлекать не только дизайнера, но специалиста по регистрации товарных знаков. Специалист по регистрации знаков может сообщить – отвечает или не отвечает логотип требованиям охраноспособности, и в будущем вам не придется менять свой логотип, бренд, на раскручивание которого могли уже потратить значительные денежные суммы.

Какие виды товарных знаков существуют?

Виды товарных знаков указаны в статье 1482 Гражданского кодекса РФ. Это могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

При регистрации обозначения в виде товарного знака вы всегда указываете классы МКТУ – т.е. классы, в отношении которых действует данный товарный знак. Какой класс вам нужен, зависит от того, чем вы планируете заниматься. Специалисты по регистрации знаков помогут подобрать подходящие вам классы.

Каковы требования к товарному знаку?

Требования охраноспособности товарного знака и список обозначений, которые нельзя зарегистрировать в качестве торгового знака, указаны в статье 1483 Гражданского кодекса РФ. Таких обозначений много. Это, например, обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из элементов:

Требования
  • — вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, нельзя зарегистрировать знак «живое молоко»);
  • — являющихся общепринятыми символами и терминами (например, нельзя зарегистрировать знак «бухгалтерский баланс»);
  • — характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта (например, нельзя зарегистрировать знак «Родниковая»);
  • — представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (например, нельзя зарегистрировать ни форму ананаса или банана для услуг по продаже фруктов).

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной. Этот пункт значит следующее:

  • если ваш конкурент подал заявку на регистрацию товарного знака первым, а вы вторым, и если ваш знак схож со знаком конкурента, то вам откажут в регистрации.
Как отсутствие зарегистрированного товарного знака может навредить компании?

Существует несколько основных и, к сожалению, распространенных на современном рынке причин злоупотребления отсутствием у компании зарегистрированного товарного бренда.

Конкурентная борьба. Если ваш товарный знак не зарегистрирован, конкуренты могут на вполне законных условиях зарегистрировать его на свою компанию. Доказать что-либо в такой ситуации будет уже нельзя, поскольку формально закон будет на них стороне. Мошенники могут даже привлечь первого хозяина бренда к суду за якобы незаконное его использование. В таком случае ситуация может вылиться не только в гражданское, но и уголовное преследование владельца фирмы.

Пиратство. Нередки случаи, когда под маркой известной фирмы выпускаются аналогичные товары, но намного более низкого качества. В этом случае хозяин бренда теряет не только покупателей, выбирающих его недобросовестного конкурента, но и свою репутацию, поскольку гневные отзывы разочарованных потребителей будут обращены именно в его сторону.

Разделение компании. Это наиболее болезненный вариант. В том случае, если несколько собственников предприятия решают разделить свою деятельность, один из них может «присвоить» общую марку, вовремя оформив регистрацию общего товарного знака. И тогда его бывший партнер, по сути, остается ни с чем, ведь вся наработанная репутация уйдет вместе с именем. Именно поэтому следует еще в самом начале деятельности провести регистрацию товарного знака. В среднем эта процедура занимает около года. Разумеется, она требует расхода денег. Но это сэкономит денежные средства и ваши нервы в будущем.