Москва
(495)240-82-20
Ростов-на-Дону
(863)219-77-00
   

Новшества в Яндексе. К чему готовиться?

Новшества в Яндексе. К чему готовиться?
04.04.2014
Доклад семинара «1С-Битрикс»: Веб для бизнеса

На сегодняшний день Яндекс является самым популярным поисковиком в русскоязычном интернете. Его доля в поисковом трафике по разным оценкам составляет от 53 до 62% среди всех поисковых систем на русском языке. А если применять выборку только в коммерческом сегменте — поиск по товарам и услугам — то его доля окажется еще больше. Так что неудивительно, что поисковое продвижение сайта компании именно в Яндексе становится для многих приоритетной задачей.

Диаграмма

В рамка этого доклада будут рассмотрены важные этапы развития поисковых алгоритмов Яндекса, определены основные тренды и даны некоторые рекомендации для успешного и эффективного продвижения сайта в этой поисковой системе.

С момента своего запуска в 1998 году Яндекс постоянно менялся. Появляются новые возможности, меняется интерфейс и, разумеется,совершенствуются поисковые алгоритмы.

Яндеск 1998г.Яндеск 2014г.

АрзамасВ 2009 году Яндекс делает первый шаг в новой концепции поиска в интернете. Появляется поисковый алгоритм под названием «Арзамас».

В рамка этого алгоритма появилось два принципиальных новшества — распознавание неоднозначны запросов и введение понятия региональной привязанности сайта.

Если раньше поиск Яндекса был един для всей страны и по общему запросу, к примеру, [купить автомобиль] пользователи из Москвы и Владивостока видели в выдаче одинаковые сайты, то теперь Яндекс научается, во-первых, распознавать регион пользователя откуда он задает запрос и, во-вторых, формировать поисковую выдачу из сайтов региональных компаний. Таким образом, москвич по запросу [купить автомобиль] будет видеть в результата поиска сайты московски автосалонов, а житель Владивостока — сайты местных региональных компаний, дилеров. При этом каждый сайт в сети получает региональную привязанность и участвует в ранжировании, в первую очередь, только в родном регионе. Так Яндекс начинает разделять результаты поиска для разных пользователей.

Вторая технология, введенная в рамках алгоритма «Арзамас» - распознавание неоднозначны запросов — предназначена для лучшего формирования выдачи по таким запросам, которые могут иметь несколько вариантов релевантных ответов, значительно отличающихся друг от друга. К примеру, пользователя, задающего запрос [наполеон], может интересовать как французский император, так и рецепт торта. А по запросу [нирвана] могут искать и сведения о буддизме и музыку. В алгоритм «Арзамас» Яндекс учится распознавать такие запросы с тем, чтобы предоставлять расширенную выдачу, в которой будут содержаться ответы на такие неоднозначные запросы. Но в полной мере эта технология будет реализована только в следующем году.

Краснодар В 2010 году с появлением нового алгоритма «Краснодар» Яндекс продолжает реализацию начатых проектов, совершенствует технологии и предлагает дополнительные возможности для пользователей.

Появившаяся в прошлом году технология распознавания неоднозначны запросов получает свое название — «Спектр» — и значительно совершенствуется. Яндекс в автоматическом режиме собирает информацию о тысячах многозначных запросов, анализирует поведение пользователей, задающих эти запросы. Все данные классифицируются и соотносятся друг с другом. На основании этой классификации многозначных запросов Яндекс формирует новую модель поисковой выдачи — теперь в выдаче по многозначным запросам на первой странице появляются результаты по всем возможным тематикам. Рассмотрим принцип работы этой технологии на уже упоминавшемся многозначном запросе [наполеон]. Раньше, до введения в действие технологии «Спектр» сайты разных тематик конкурировали с каждым подобным — историческая энциклопедия и сборник рецептов были равнозначны перед алгоритмами Яндекса. При этом пользователь, не обнаруживающий в поисковой выдаче желаемого результата должен самостоятельно уточнять запрос. После введения технологии «Спектр» Яндекс, во-первых, распознает неоднозначный запрос — значит может быть не один вариант его понимания, во-вторых, обращаясь к собранному массиву данных, Яндекс получает информацию о возможных тематиках релевантных сайтов, в-третьих, поисковая выдача формируется таким образом, чтобы на первой странице гарантировано находились ссылки по обеим возможным тематикам. Таким образом, пользователь точно получит ответ на свой запрос, что бы он ни имел в виду, задавая его.

Кроме того, поисковая система с алгоритмом «Краснодар» при ранжировании сайтов в поисковой выдаче также начинает учитывать поведение пользователей. Появляется большая группа факторов ранжирования — собственно, поведенческие факторы. Яндекс определяет качество сайта не только по формальным признакам — количество ключевых слов и качество водящих ссылок — но и учитывает поведение пользователей как в выдаче, так и на самих сайтах. Те сайты, на которые пользователи активнее переходят из результатов поиска (CTR органик-выдачи) и на которых проводят больше времени, получают дополнительные очки и выходят в выдаче на лучших позициях.

РейкьявикВ 2011 году в рамках поискового алгоритма «Рейкьявик» Яндекс, продолжая начатое, делает первый шаг к реальной персонализированной выдаче.

Если раньше поисковая система учитывала только неоднозначные запросы, то теперь учится распознавать и интересы пользователя. Суть этой технологии состоит в том, чтобы определять что именно имеет в виду пользователь и предоставить ему максимально точный ответ на запрос. При этом, иной пользователь - с собственными интересами и предпочтениями — будет видеть другие результаты. Первым шагом в этой области стал учет языковых предпочтений пользователя — если пользователь поисковой системы часто посещает англоязычные ресурсы, пользуется английской Википедией и т.д, то и в результатах выдачи Яндекс будет предлагать ему ссылки на англоязычные ресурсы. С другой стороны, если пользователь не переходит на англоязычные сайты, то и в выдаче он и не увидит. Это был первый персонализированный элемент выдачи и в дальнейшем эта технология только совершенствовалась. Так в 2012 году появляется алгоритм «Калининград», целиком построенный на персонализации выдачи.

В «Краснодаре» Яндекс предлагает все возможные ответы на неоднозначные запросы разом. В «Калининграде» Яндекс старается понять интересы пользователя и предоставить ему личную выдачу, соответствующую его требованиям и интересам.

Вы ведете себя в интернете как руководитель на 69%

Яндекс разделяет весь массив пользователей на отдельные личности, научается распознавать разных пользователей даже за одним компьютером — с одного IP — и на основании собранных данных об интересах и предпочтения формирует для него собственную поисковую выдачу. Таким образом, разные пользователи, задавая один и тот же запрос из одного региона и даже с одного компьютера, получают персонализированную выдачу, отвечающую личным предпочтениям.

Также Яндекс расширяет сервис «Колдунщиков» - интерактивных блоков в поисковой выдаче, предназначенных для решения конкретных задач, например, поиск литературного произведения по цитате из него, решение математически задач, поиск информации о лекарствах.

Квадратные уравнения в яндексеСтихотворения в яндексе

С помощью Колдунщиков Яндекс усиливает взаимодействие пользователя с поисковой системой и приучает к использованию внутренних ресурсов системы, зачастую даже без перехода на сторонний сайт.

На сегодняшний день это основные технологии, работающие в Яндексе. В мае 2013 года был введен дополнительный алгоритм «Дублин» - надстройка для «Калининграда», благодаря который поисковая систем учитывает не только постоянные предпочтения пользователя, но и его мгновенные, сиюминутные интересы, данные о пользователе обновляются не раз в сутки, как было раньше, а уже через несколько секунд после очередного запроса пользователя. Особенно это актуально при поиске важных новостей и кратковременного поиска коммерческой направленности.

В середине мая 2013 года Яндекс анонсировал новый алгоритм – «Острова». В рамках этого новшества не планируется внесение изменений в сами формулы ранжирования. Однако, «Острова» меняют саму суть взаимодействия пользователя, поисковой системы и сайта.

«Острова» позволяют по-новому представить сайты в поиске Яндекса — в виде интерактивных ответов. С их помощью пользователи смогут начать взаимодействовать с ресурсом прямо в результатах поиска. Представьте, что вы хотите зарегистрироваться на авиарейс по интернету. Как это происходит сейчас? Сначала вы ищете сайт авиакомпании, а только потом переходите к регистрации. С «Островами» вы сразу окажетесь у цели: форма онлайн-регистрации будет ждать вас прямо в результатах поиска.

Расписание поликлиники в яндексе

Кроме того, если раньше Яндекс предоставлял вебмастерам лишь очень ограниченные возможности формирования вида своего сниппета, – ссылка на сайт в результатах поиска и короткое описание страницы, - то теперь каждый вебмастер может сам создать свой остров, который будет представлен в выдаче.

При этом интеракивные блоки – «Острова» могут быть разными. Для интернет- магазинов, информационных ресурсов, блогов, сайтов организаций Яндекс подбирает наиболее удачный вариант отображения информации. Так что пользователь, который хочет приобрести iPhone, получит острова интернет-магазинов – с указанием цены устройства, стоимости доставки и формой для заполнения заявки. А пользователь, желающий узнать отзывы владельцев устройства, будет видеть другие острова: с фотографиями и небольшими фрагментами текстов.

Концепцию «Островов» невозможно было воплотить в рамках старого дизайна. Привычный список ссылок не в состоянии вместить разнородный контент, который могут предложить сайты. Поэтому у поиска Яндекса будет и новый дизайн.

На сегодняшний день новая платформа «Острова» еще не появилась в общем поиске, однако, уже можно попробовать создать собственный остров и посмотреть, как он будет выглядеть в результатах поиска: interactive-answers.webmaster.yandex.ru. Также запущено открытое бета-тестирование системы. По адресу beta.yandex.ru каждый желающий может попробовать новую версию поиска. Введение Островов в основной публичный поиск, по всей видимости, планируется в следующем 2014 году, однако Яндекс не публикует точные даты и не делает официальных заявлений на этот счет.

Если в концепции «Островов» активность пользователя переносится со страниц сайта на интерактивный остров в результатах поиска – не значит ли это, что сайт теряет трафик? По заявлению Яндекса – нет, не значит. Остров лишь помогает пользователю уточнить интересующую его информацию. В конечном итоге, само целевое действие – покупка, заполнение заявки, просмотр информации – происходит уже на сайте. Кроме того, каждый веб-мастер в праве самостоятельно оформить остров для своего сайта и определить дальнейший путь пользователя после перехода из результатов поиска.

Повлияет ли новая платформа на позиции сайтов? Как уже было сказано выше, «Острова» – это только интерфейсное решение, смена формул ранжирования и внесение изменений в алгоритмы не планируется. Так что, по заявлению Яндекса, после введения новой платформы в общий поиск позиции сайтов останутся прежними, изменится лишь их отображение в выдаче. Однако, тем не менее, изменится взаимодействие пользователей с сайтами. И те ресурсы, чьи новые острова будут привлекать посетителей, скорее всего, через некоторое время поднимутся в результатах поиска за счет улучшившихся показателей поведенческих факторов. В то же время, если веб-мастер проигнорирует изменения в поиске и не предпримет никаких действий для привлечения пользователей – он может потерять свои позиции из-за активности конкурентов.

В октябре 2013 года на конференции YaC 2013 Яндекс анонсировал принципиально новую платформу Атом.

А что если интернет подстроится под вас?

Атом — это технологическая платформа, задача которой - предоставить сайтам возможность изменять содержание страниц под конкретного пользователя. Эта система предназначается не для поисковой выдачи, а для сайтов — изменение не результатов поиска, а того контента, который содержится на сайте.

Атом предлагает веб-мастерам и владельцам сайтов применить идею о персонализации информации для каждого пользователя на своих сайтах — если Яндекс меняет выдачу в соответствии с интересами пользователя, то сайт, в рамках концепции «Атом» должен менять представляемую информацию. Используя данные о пользователях, собранные Яндексом в системе Крипта и концепции персональной выдачи, сайт переформатирует предложения для каждого конкретного пользователя в соответствии с его предпочтениями. Таким образом, например, интренет-магазин бытовой электроники будет автоматически пользователю-автомобилисту в первую очередь предлагать навигаторы, антирадары и автомобильные аудиосистемы, а домохозяйка и молодая мама, зайдя на главную страницу, будет видеть предложения стиральных машин, мультиварок и т.д.

По большому счету, революции не предвидится. Платформа Атом не предлагает значительных изменений — ведь многие из тех же интернет-магазинов давно используют подобные системы: указание города пользователя на сайтах крупных межрегиональных продавцов, блоки «Вы недавно просматривали», «С этим товаром также покупают» и другие подобные технологии известны давно, многие веб-мастера используют такую персонализацию. Разница состоит только в том, что теперь информация о пользователе будет передаваться конечному сайту самой поисковой системой, отпадает необходимость в сборе и систематизации пользовательских данных на стороне ресурса — вся информация о пользователе и его предпочтениях уже есть, остается только использовать ее и сделать посетителю предложение, наиболее точно соответствующее его интересам.

Как атом персонализирует веб-сайты

На данный момент технология проходит предварительное тестирование. Яндекс собирает данные от вебмастеров и предлагает всем желающим поучаствовать в формировании технологии. Для этого нужно установить на сайт систему Яндекс.Метрика и настроить в ней систему целей для путей пользователей — разметить страницы рубрик и тематик разными целями Метрики. На данный момент также можно связаться с группой поддержки Яндекс.Атом по электронной почте atom-experiments@yandex-team.ru Также следите за новостями в официальном блоге Яндекс.Поиска webmaster.ya.ru и на странице ХабраХабр habrahabr.ru/company/yandex

С самого начала таких изменений в 2008 году Яндекс стремится представить пользователю наиболее точную информацию и наиболее релевантный ответ. А основным трендом становится персонализация результатов — сначала Яндекс разделил единую для всей страны выдачу на регионы, потом, продолжая начатое, увеличил количество регионов и стал формировать отдельную выдачу для каждого города. Подойдя к этапу персональной выдачи для каждого пользователя в отдельности, Яндекс теперь предлагает изменяться и самим сайтам. Разумеется, необходимо менять и подходы к поисковому продвижению сайтов, применять новые технологии и менять фокус внимания. Об этом вы можете узнать в материалах второго доклада, представленного на семинаре 1С.Битрикс 5 декабря.