Москва
(495)240-82-20
Ростов-на-Дону
(863)219-77-00
   

Яндекс — от Рейкьявика до Калининграда. Что нового в Яндексе и что ожидается впереди

Яндекс — от Рейкьявика до Калининграда. Что нового в Яндексе и что ожидается впереди
26.06.2013
Доклад семинара «1С-Битрикс»: Веб для бизнеса

Яндекс на сегодняшний день — самая популярная в России поисковая система. Доля Яндекса в поиске Рунета на сегодняшний день, по разным оценкам, составляет от 51 до 60%. За май 2013 года доля переходов из поисковых систем составляет 52,8%

Популярность поисковых систем

Сам поисковик имеет очень богатую историю. С 1997 года, когда была выпущена первая версия российской поисковой системы, до сегодняшнего дня индекс, формула ранжирования, да и весь поисковик в целом сильно изменился и продолжает меняться дальше. Разумеется, с изменением в алгоритмах Яндекса менялись и подходы в SEO.

Предметно говорить о новшествах не в дизайне и верстке страниц, а в самом алгоритме, стало возможно только в 2008 году, когда каждое обновление поисковой платформы Яндекс стал публично анонсировать.

С тех пор каждый новый алгоритм получает свое название, а не просто номер версии.

Магадан

Первым таким алгоритмом с собственным именем стал «Магадан», который появился в мае 2008 года.

Вместе с ним появилось понятие «трастовость» в отношении Яндекса к определенным сайтам. Также в поиске начали участвовать слова из URL: кроме слов из текста страницы, участвуют перевод и транслитерация частей URL. Благодаря этому поиск понимает, что «mail» - это «почта», а «bmw» - это «бмв».

Находка

В «Находке» в сентябре 2008 года появился новый подход к машинному обучению. Стали учитываться сочетания слов, которые в раздельном написании означают то же самое, что и в «склеенном» виде (теперь по запросу [авто ваз] найдутся страницы и со словом «автоваз»).

Арзамас

В апреле 2009 г. Яндексом выложен следующий алгоритм под названием «Арзамас», в котором Яндекс научился лучше понимать русский язык, разрешая неоднозначности слов в запросах, к примеру, тем, кто ищет [фото львов], могут быть нужны как фотографии животных, так и фотографии города Львова. Человек может уточнить свое высказывание, добавив к нему одно или несколько слов: [фото африканских львов] или [фото город львов]. Теперь эти уточнения поиск научился понимать.

Пожалуй, самое главное нововведение «Арзамаса» состоит в том, что Яндекс научился разделять пользователей по географическому признаку. Теперь поиск Яндекса учитывает регион пользователя. Начиная с «Арзамаса», результаты поиска по одному и тому же запросу могут быть разными в разных регионах. Регион пользователя определяется по IP-адресу. Для ряда регионов вводятся персональные формулы ранжирования.

Снежинск

В ноябре 2009 года появляется «Снежинск» где впервые была запущена самообучающаяся система MatrixNet. В рамках этой системы проводятся исследования запросов, поведения пользователей, Яндекс учится понимать что именно ожидает пользователь от результатов поиска и что именно ему стоит предлагать. Кроме того в Снежинске введены дополнительные факторы ранжирования, изменились региональные формулы, появились фильтры АГС, созданные для того, чтобы очистить выдачу от некачественных сайтов, засоряющих результаты поиска.

Конаково

Алгоритм «Конаково» был введен в конце 2009 г., как усовершенствование версии «Снежинск». В нём было улучшено региональное ранжирование. Теперь локальное ранжирование работает не только для 19 крупнейших регионов, как это было в программе «Арзамас», но также и для 1250 городов по всей России.

Обнинск

Алгоритм «Обнинск» вводится в сентябре 2010 г. Его основным нововведением стало улучшение ранжирования по гео-независимым запросам (таких в потоке до 70 процентов). Формула ранжирования была значительно изменена, эффективность и скорость работы нового алгоритма остались на прежнем высоком уровне, несмотря на то, что сложность самой формулы выросла в два с половиной раза.

Краснодар

В очередной раз алгоритм Яндекса сменился в декабре 2010 г.. Для нового алгоритма получившего название «Краснодар» разработана специальная технология Спектр, которая умеет учитывать множество неявных целей пользователей и показывать соответствующие ответы.

Яндекс классифицирует запросы, выделяя из них объекты (имена, модели авто и др) и присваивая запросам категорию (товары, лекарства, поэты и др.). Например, в запросе [колдрекс инструкция] название лекарства «Колдрекс» — объект, который попадает в категорию «лекарства». А объект «Пушкин» относится к двум категориям — «поэты» и «города». При этом по неоднозначным запросам, которые относятся сразу к нескольким категориям, Яндекс предлагает пользователям выдачу, в которой содержатся сайты каждой из категорий. Таким образом, что бы пользователь не имел в виду, он получит то, что хотел, даже если ввел свой запрос не совсем точно.

Рейкьявик

«Рейкьявик» появился в августе 2011 года. Если раньше Яндекс «путешествовал» только по российским городам, то в этот раз новая платформа впервые получила имя города иностранного. Собственно, это название отражает суть основного нововведения алгоритма «Рейкьявик».

Каждый пользователь теперь получает результаты поиска в соответствии со своими языковыми предпочтениями. Если пользователь регулярно выбирает англоязычные сайты из результатов поиска, то «Рейкьявик» будет показывать ему такие сайты чаще, чем тем, кто выбирает отечественный контент. При этом алгоритмы «Рейкьявика» самообучаемые — если пользователь освоит английский и начнёт выбирать сайты на этом языке, то и система переобучится.

Введение «Рейкьявика» стало первым шагом к реальной персонализации выдачи.

Калининград

Последний на данный момент полноценно работающий в общей выдаче алгоритм Яндекса был представлен в знаменательную дату 12.12.2012. Новый алгоритм получил имя «Калининград» и стал следующим шагом в персонализации поисковой выдачи.

Если «Рейкьявик» распознавал только языковые предпочтения пользователя, то «Калининград» учитывает при ответе поведение каждого конкретного пользователя, его предпочтения. Чем дольше пользователь работает с Яндексом, тем лучше Яндекс его узнает. Исследуя поведение пользователя в сети, его запросы, переходы на сайты из результатов поиска, клики по рекламным объявлениям и множество других факторов, Яндекс составляет портрет своего пользователя.

Портрет пользователяя.jpg

Таким образом, для меломана по запросу «нирвана» выдача будет сформрована из сайтов о музыкальной группе, а студент философского факультета, введя тот же запрос, получит совсем другой результат.

Итак, каждый человек получает свою, персональную выдачу. Разные пользователи, задавая один и тот же запрос, в одно и то же время, в одном регионе, получают разную выдачу, основанную на их собственных интересах и предпочтениях.

Выдача по-интересам Выдача по-предпочтениям

Разумеется, в первую очередь здесь речь идет об общих, неоднозначных запросах. Однако сегодня, спустя более чем полгода после ввода этого алгоритма, отмечаются различия и в выдаче по достаточно точным и узким запросам, заданным разными пользователями.

Кроме этого в Яндекс предлагает своим пользователям и другие элементы персональной помощи. К примеру:

  • персональные поисковые подсказки, основанные на данных об интересах пользователя и его истории поиска
  • диалоговые подсказки, помогающие уточнить неоднозначный запрос,
  • «колдунщики» – специальные подсказки, которые поисковая система формирует из доступной информации. Таким образом, пользователь может получить точный ответ на конкретный вопрос в самой поисковой системе, не переходя на сторонние сайты. Сейчас в Яндексе работает несколько десятков разных «колдунщиков» – для решения математических задач, для поиска цитат из стихов, погодный колдунщик и многие другие.

В середине мая 2013 года Яндекс анонсировал новый алгоритм – «Острова». В рамках этого новшества не планируется внесения изменений в сами формулы ранжирования. Однако, «Острова» меняют саму суть взаимодействия пользователя, поисковой системы и сайта.

«Острова» позволяют по-новому представить сайты в поиске Яндекса — в виде интерактивных ответов. С их помощью пользователи смогут начать взаимодействовать с ресурсом прямо в результатах поиска. Представьте, что вы хотите зарегистрироваться на авиарейс по интернету. Как это происходит сейчас? Сначала вы ищете сайт авиакомпании, а только потом переходите к регистрации. С «Островами» вы сразу окажетесь у цели: форма онлайн-регистрации будет ждать вас прямо в результатах поиска.

Острова

Кроме того, если раньше Яндекс предоставлял вебмастерам лишь очень ограниченные возможности формирования вида своего сниппета, – ссылка на сайт в результатах поиска и короткое описание страницы, - то теперь каждый вебмастер может сам создать свой остров, который будет представлен в выдаче.

При этом интеракивные блоки – «Острова» могут быть разными. Для интернет- магазинов, информационных ресурсов, блогов, сайтов организаций Яндекс подбирает наиболее удачный вариант отображения информации. Так что пользователь, который хочет приобрести iPhone, получит острова интернет-магазинов – с указанием цены устройства, стоимости доставки и формой для заполнения заявки. А пользователь, желающий узнать отзывы владельцев устройства, будет видеть другие острова: с фотографиями и небольшими фрагментами текстов.

Концепцию «Островов» невозможно было воплотить в рамках старого дизайна. Привычный список ссылок не в состоянии вместить разнородный контент, который могут предложить сайты. Поэтому у поиска Яндекса будет и новый дизайн.

На сегодняшний день новая платформа «Острова» еще не появилась в общем поиске, однако, уже можно попробовать создать собственный остров и посмотреть, как он будет выглядеть в результатах поиска: interactive-answers.webmaster.yandex.ru

В июле для российских пользователей Яндекса станет доступна бета-версия поиска. А уже сейчас посмотреть на то, как выглядит новый интерфейс, можно в турецком Яндексе: www.yandex.com.tr

Если в концепции «Островов» активность пользователя переносится со страниц сайта на интерактивный остров в результатах поиска – не значит ли это, что сайт теряет трафик? По заявлению Яндекса – нет, не значит. Остров лишь помогает пользователю уточнить интересующую его информацию. В конечном итоге, само целевое действие – покупка, заполнение заявки, просмотр информации – происходит уже на сайте. Кроме того, каждый веб-мастер в праве самостоятельно оформить остров для своего сайта и определить дальнейший путь пользователя после перехода из результатов поиска.

Повлияет ли новая платформа на позиции сайтов? Как уже было сказано выше, «Острова» – это только интерфейсное решение, смена формул ранжирования и внесение изменений в алгоритмы не планируется. Так что, по заявлению Яндекса, после введения новой платформы в общий поиск позиции сайтов останутся прежними, изменится лишь их отображение в выдаче. Однако, тем не менее, изменится взаимодействие пользователей с сайтами. И те ресурсы, чьи новые острова будут привлекать посетителей, скорее всего, через некоторое время поднимутся в результатах поиска за счет улучшившихся показателей поведенческих факторов. В то же время, если веб-мастер проигнорирует изменения в поиске и не предпримет никаких действий для привлечения пользователей – он может потерять свои позиции из-за активности конкурентов.

Итак, в завершении доклада, хотелось бы резюмировать все сказанное. Яндекс меняется, и меняется постоянно. Все то, что еще пару лет назад было только идеями, сегодня мы видим уже в работе, и Яндекс не намерен снижать темпы. С развитием поисковых алгоритмов ослабевает степень влияния одних факторов и усиливается степень влияния других, появляются новые концепции поиска и меняется отношение поисковой системы к сайтам. Но главной идеей Яндекса всегда остается одно — представить пользователю именно ту информацию, которая ему нужна. Так что и единственной беспроигрышной стратегией для владельца сайта будет делать сайт для людей, а не для робота поисковика. И, конечно же, не забывать интересоваться новостями!