Москва
(495)240-82-20
Ростов-на-Дону
(863)219-77-00
   

Журнал «Реальный Бизнес», N4, 2005 г.

Журнал «Реальный Бизнес», N4, 2005 г.
04.05.2005
Опубликовано интервью с руководителем интернет-агентства «Мибок» - Квачко Михаилом.

Реклама ON-LINE

Среди рекламных носителей интернет-реклама является самым быстрорастущим и перспективным, по мнению специалистов, сегментом рынка. Однако это не мешает ей плестись в хвосте по всем показателям за 2004 год. В чем же специфика местного рынка в Сети.

«Реальный бизнес»:
- Российский рынок интернет-рекламы значительно уступает другим видам, по статистике, его объем составляет не более 30 млн долларов. Каковы объем и емкость ростовского рынка рекламы в Сети?

Михаил КвачкоМ.К.:
- Объем российского рынка интернет-рекламы составил в 2004 году около 40 млн. долларов.
По данным годового отчета компании Яндекс о результатах своей деятельности - только их продажи собственных интернет-сервисов составили 17 млн.долларов. Ростовский рынок рекламы тоже делает свой посильный вклад в статистику Рунета.

Говоря о емкости рынка интернет-рекламы Ростова, следует учитывать следующие аспекты: размер местной интернет-аудитории, размер прочей интернет-аудитории, заинтересованной в нашем регионе, а также аудитории прямо или косвенно связанной с нашим регионом.

К сожалению, сегодня емкость эта не столь велика, но растет стремительными темпами. К примеру, недельная ростовская аудитория Яндекса составляет сейчас 90 тысяч уникальных посетителей, а еще полгода назад - всего 55 тысяч. Этот показатель напрямую зависит от распространения хайтека в регионе и общей экономической привлекательностью региона.

По моим оценкам объем ростовского рынка интернет-рекламы рынка в 2004 году составил несколько сотен тысяч долларов.

Здесь необходимо учитывать:

  • объемы продаж рекламы на местных интернет-ресурсах;
  • объемы продаж рекламы на остальных ресурсах интернета с нацеливанием (геотаргетингом) на наш регион. Современные рекламные интернет-технологии позволяют с максимальной долей вероятности определить принадлежность пользователя Интернета к тому или иному региону и показать рекламу именно этому пользователю;
  • объемы покупок рекламы местными рекламодателями без нацеливания на ростовский регион (реклама на всю Россию или на конкретные регионы). Т.е. рекламный рубль, который имеет ростовское происхождение и который тратится вне Ростова.

РБ:
- Что препятствует развитию рынка интернет-рекламы?

М.К.:
- Рынку интернет-рекламы ничего не препятствует. Он развивается и растет. Причем растет быстрее, чем рекламный рынок в целом. Впрочем, как и рост российской аудитории в интернете, от размера и компетенции которой в сфере интернет-технологий рынок интернет-рекламы в большей степени и зависит.

По поводу количества ростовских агентств, занимающихся интернет-рекламой, я бы хотел провести четкую границу. Во-первых, это обычные рекламные агентства, которые занимаются рекламой в офф-лайне (пресса, уличная реклама, ТВ, радио и т.д.) и веб-студии и интернет-агентства, основной специализацией которых и львиной долей доходов является разработка веб-сайтов.

Первые не занимаются рекламой в интернете вообще. То есть не предоставляют таких услуг в полном объеме, профессионально и «под ключ». Хотя порой и заявляют услугу в своих прайсах. Проблемы, связанные с этим:

  • нехватка квалификации;
  • слабый спрос на услугу;
  • слабая грамотность рекламодателей;
  • малые бюджеты рекламных кампаний.
Веб-студии более уверенно предлагают эту услугу и даже могут квалифицированно спланировать и провести рекламную кампанию. Правда, только при хорошем бюджете и грамотности самого рекламодателя. Если же бюджет не велик, либо рекламодатель не компетентен, то ему в первую очередь пытаются продать то, что "ближе к телу". Это либо реклама на собственных проектах веб-студии, либо реклама в тех местах, где веб-студия может получить большую скидку. Например, Рамблер дает агентствам большую комиссию, чем Яндекс. Да и минимальный заказ на Рамблере в 2 раза меньше, чем на Яндексе. Сказать, что веб-студии не зарабатывают на интернет-рекламе нельзя. Они зарабатывают, но не настолько, чтобы это стало приоритетным направлением деятельности или отдельным крупным департаментом.

Проблемы:
  • местный рынок рекламных площадок довольно ограничен, несмотря на то, что Ростов-на-Дону является одним из лидеров среди регионов России по количеству и качеству интернет-ресурсов;
  • крупные рекламодатели, как правило, имеют московские корни. Все вопросы они решают именно там;
  • местные рекламодатели малограмотны в сфере интернет-рекламы и ее возможностях, рекламируются старыми и проверенными средствами. Создание веб-сайта для них - это уже великий подвиг, которым они зачастую и ограничиваются. Хотя, среди них встречаются и абсолютно противоположные примеры. Когда, просчитав стоимость и проверив эффективность рекламы в офф-лайне и в он-лайне, они полностью отказываются от офф-лайн рекламы, сводя ее к нулю;
  • ростовская интернет-аудитория все еще довольно малочислена и уступает аудитории офф-лайн рекламы. Хотя и тут мы являемся лидерами. Ростов-на-Дону - четвертый из городов-миллионников в проекте Яндекс.Города (после Самары, Новосибирска и Челябинска). Среди этой четверки Ростов-на-Дону лидирует по проценту интернетизации населения;

РБ:
- Есть ли перспективы у интернета стать одним из ведущих рекламных носителей?

М.К.:
- Конечно, есть, и он им становится на наших с вами глазах. Этот рынок очень емкий и он ограничен лишь темпами освоения высоких технологий населением нашей страны и повышения общего уровня грамотности в этой сфере. Серьезный вклад в данное развитие вносится как правительством России, так и крупными бизнес-структурами.

Ссылки по теме: