Москва
(495)240-82-20
Ростов-на-Дону
(863)219-77-00
   

«Интернет-десятина». Журнал «Реальный Бизнес», N2, 2008 г.

«Интернет-десятина». Журнал «Реальный Бизнес», N2, 2008 г.
18.02.2008
Опубликовано интервью с руководителем интернет-агентства «Мибок» - Квачко Михаилом.

Интернет-десятина

«Каждый десятый рубль в 2012 году будет потрачен на рекламу в интернете» — такой прогноз развития российского рынка сделала Ассоциация коммуникационных агентств России.

Интернет-реклама скоро будет занимать 10% российского рекламного рынка. Сегодня она составляет всего 1,2% всех денег, которые компании, фирмы и холдинги тратят на рекламу. Почти десятикратный скачок рынок интернет-рекламы готовится совершить в какие-нибудь четыре года. И это вполне реально: по данным АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России), сегодня «рекламный» прирост составляет более чем 20% в год, а объем самого рынка измеряется в сумме около 220 млрд рублей.

Объем ростовского рекламного рынка, конечно, скромнее — $80 млн, но специалисты считают его одним из самых быстрорастущих рынков в России. По данным Южно-Российского исследовательского центра, интернет-реклама уже составляет на Юге России не менее 5%.

Бизнес начинается… с сайта

Очень высокий интерес сейчас вызывают сайты — «бум создания сайтов» в Ростове возник сравнительно недавно. Еще несколько лет назад страничка в сети считалась роскошью, потом данью моде, сейчас это насущная необходимость в поиске деловых партнеров. Причем, по словам специалистов, потребность в интернете у каждой компании своя: кому-то нужен сайт со множеством рубрик, функций, подразделов, возможностью публикации материалов с упоминанием компании в прессе, кому-то — «электронная визитная карточка» с обозначением координат и маршрута проезда, а кому-то и вовсе достаточно одной строчки в разделе «объявления» с указанием номера телефона.

Михаил Квачко, руководитель «Мибок» (сертифицированный партнер «Яндекса» в Ростове-на-Дону):

По данным исследования АКАР на 2006 год, доля рекламы в интернете в структуре российского рекламного рынка составляла примерно 1,2%. Более-менее точных данных за весь 2007 год пока еще нет, но с января по июнь прошлого года она составила 2% (что означает прирост 50% по сравнению с первым полугодием 2006 года). Данные указаны без учета контекстной рекламы (только медийная), так что их смело можно увеличить в два раза для получения полных данных. Цифр по Ростову у нас нет, но ситуация в донской столице похожа на общероссийскую с небольшими отклонениями в ту или иную сторону.

Интернет-реклама уже сейчас отличается и в ближайшем будущем будет отличаться более высокими темпами роста по сравнению с другими рекламными средствами.

Р.Б.: — Насколько повысилась интернет-активность ростовчан?

М.К.: Мне очень приятно, что мы, хотя и с большим отставанием от столицы, но наконец ушли от вопросов, «что такое сайт и зачем он нужен» и даже пришли к пониманию вопроса, что недостаточно сделать сайт, его еще нужно рекламировать, и что средства на рекламу необходимы гораздо большие, чем на создание сайта. То есть произошел идеологический переворот в понимании: не сайт первичен, а реклама. А сам сайт — это необходимый инструмент для проведения рекламной кампании в интернете. Это очень важно.

Особенно активны ростовчане в контекстной рекламе. Это легкий для понимания и привлекательный рекламный инструмент. А вот медийную используют не так активно, как могли бы.

Р.Б.: — Яндекс — всероссийская компания, Google — мировая. В качестве примера «ростовского интернета» можно назвать Ростов-ру, уже неоднократно обновлявший свой формат. Может ли вообще региональный интернет-ресурс быть коммерчески успешным и выйти на самоокупаемость? Российскому Яндексу это удалось сделать только через четыре-шесть лет работы.

М.К.: — Аркадий Волож (прим. ред. — генеральный директор компании Яндекс) в одном из своих интервью, говоря о поиске новых идей и проектов, сказал, что сегодня «монетизировать можно почти все».

Если говорить о сроке окупаемости, то, конечно же, следует учитывать и объемы инвестиций. Чем крупнее и сложнее проект, тем сроки дольше. Также следует учитывать и развитие интернета в нашей стране. Яндексу удалость выйти на самоокупаемость, потому что в интернет пошел народ, пошел рекламодатель, пошли деньги. Случилось бы это раньше, и самоокупаемость была бы достигнута раньше, даже несмотря на интенсивные инвестиции в развитие портала (чем солиднее инвестиции, тем выше доход в будущем, но тем дольше приходится его ждать — прим. ред.). Немногие стартапы того времени дожили до сегодняшнего дня и превратились в успешный бизнес.

Сегодня я считаю, что аудитории, ее активности и грамотности достаточно для того, чтобы любую интересную идею превратить в деньги. Причем в гораздо более краткие сроки, чем это было возможно несколько лет назад. Это касается как интернет-ресурсов российского масштаба, так и региональных.

Далеко ходить не буду и расскажу о собственном примере: наша компания имеет региональный проект — группа сайтов Rostov-Don.ru, более известная, как «РДО» (Ростовская Доска Объявлений). Проект был запущен еще в далеком 1999 году, первые годы работы для нас — это были только расходы, однако, несколько последних лет он не только находится на самоокупаемости, но и приносит прибыль. С регулярной периодичностью мы получаем различные предложения о продаже данного ресурса, а в 2007 году предложений, достойных внимания, впервые поступило несколько.

Р.Б.: — Насколько остро стоит в «ростовском интернете» проблема креатива в разработке сайтов?

М.К.: — Креатив стоит дорого. В Ростове есть компании, которые умеют это делать. В последнее время наблюдается тенденция, что ростовским заказчикам становится доступно размещение заказа в Ростове по таким ценам, на которые ранее соглашались только москвичи. Более того, ростовские компании уже могут себе позволить не только финансово, но и психологически разместить заказ у «отца российского веб-дизайна» — Артемия Лебедева. А это уже могут быть расходы не только в сотни тысяч, но и миллионы рублей. Проблем в «ростовском интернете» я с этим не вижу, потенциал есть, как со стороны разработчиков, так и со стороны заказчиков. Они планомерно идут навстречу друг другу.

Р.Б.: — Часто ли приходится сталкиваться с подходом «чтобы не отличаться», «чтобы как у соседей» или «чтобы подешевле»?

М.К.: — Если говорить о подавляющей массе заказчиков, то она исходит из цен на услуги разработки. Но только не из того, «чтобы не отличаться» или «чтобы как у всех». Выделяться и отличаться все любят и стремятся к этому. Обычно это звучит так: «Хотим точно такой сайт, но только лучше в том-то и том-то».

Цели у заказчика могут быть разными. Если цель — увеличение продаж, расширение рынков сбыта — один сайт. Если для прозрачности и открытости перед инвесторами, партнерами — другой. Если задача открыть информацонный канал для населения (к примеру, сайты госструктур) — третий. И так далее. Фирмы, имеющие деньги на качественный и дорогой проект, тщательно выбирают партнера для решения своих вопросов присутствия в интернете. Здесь первичны скорее не деньги, а опыт, репутация, предлагаемые решения разработчика. И если даже заказчик не до конца понимает значение ресурса, то он доверит это выбранному партнеру. Однако позиции «мы и сами отлично все знаем», «что говорим, то и делайте», «должно быть так, как сказал руководитель и не иначе» все же встречаются.

Р.Б.: — Назовите, пожалуйста, самый дорогостоящий и самый интересный проект в ростовском Рунете.

М.К.: — Смотря о каком роде проектов говорить. Если это сайт ростовского предприятия, то, полагаю, самый дорогостоящий — сайт концерна «Эмпилс», созданный в студии Артемия Лебедева. Если говорить о сайте ростовского предприятия, созданного ростовским разработчиком, то это гадание на кофейной гуще.
Среди интернет-проектов, ориентированных на массовую аудиторию, Ростов.ру сегодня бьет все рекорды. Однако полагаю, что 161.ru со временем сможет его обойти.

Одним из интересных проектов в ростовском интернете считаю веб-сайт Избирательной комиссии Ростовской области, созданный нашей компанией. Интересен он не только актуальной информацией. В этом году на сайте была создана база данных и запущена поисковая система «Ваш депутат». На момент выхода этого журнала должна появиться версия сайта для людей с ограниченным зрением (это редкость не только для Ростова и России, но и для всего интернета в целом).

Считаю это ярким примером того, как государство (обычно не очень расторопное в плане активного применения новых технологий) показывает эффективное использование интернета и дает фору многим местным коммерческим предприятиям в своем подходе к ИТ-технологиям.

Р.Б.: — Оцените с региональной точки зрения возможности и перспективы социальных сетей.

М.К.: — Доля региональной аудитории проектов социальных сетей будет расти одновременно с ростом доступности интернета в регионах. Все крупные проекты уже имеют достаточно столичной аудитории, прирастать можно регионами, но в регионах интернет еще не столь доступен. Такая же ситуация и с региональным рекламным рублем. Чем больше у нас интернетчиков, тем рекламироваться в интернете по так называемому «геотаргетингу» станет проще, интереснее и доступнее.

Р.Б.: — Можете ли вы оценить активность ростовчан в тех же блогах?

М.К.: — Ростовчане в блогах достаточно активны. Они не только любят вести личные дневники, но и писать в «общие» ростовские ветки. Иногда там можно прочитать новости или мнения, которые больше нигде не узнаешь, или даже увидеть предложения интересной работы или поиск работы узкоспециализированными специалистами.

Подготовила Наталья Кондратенко
Фото Владимира Цихлер

Ссылки по теме: