Москва
(495)240-82-20
Ростов-на-Дону
(863)219-77-00
   

Как начать торговать в сети? Интернет-магазин. Основы успешной торговли

Как начать торговать в сети? Интернет-магазин. Основы успешной торговли
22.04.2010
Доклад семинара "Гуру про Интернет-2010"

Почему стоит обратить внимание на Интернет?

По оценке президента Ассоциации «Интернет и бизнес» (www.a-ib.ru) Алексея Беляева в 2008 году в России через интернет-магазины было продано товаров на сумму 90 миллиардов рублей. Доля пользователей интернета в ЮФО составляет порядка 5% от количества пользователей интернета в нашей стране. Таким образом, оценочная сумма покупок жителей нашего региона через интернет составляет 4,5 миллиарда рублей в год или 375 миллионов рублей в месяц. На сегодняшний день большая часть товаров покупается в московских интернет-магазинах.

По данным Яндекс.Маркет, ежемесячно 5 миллионов человек выбирают покупки с помощью этой системы, то есть оценочное количество для жителей ЮФО – 250 тысяч ежемесячно.

Следует отметить, что региональные покупатели, совершая покупки в столичных интернет-магазинах, отдают предпочтение малогабаритным товарам, обеспеченным авторизованными сервисными центрами производителей в городе проживания покупателя. Отсюда следует вывод, что рынок интернет-торговли в нашем регионе пока еще не занят, а потому у вас есть шанс стать лидером в этом сегменте.

Преимущества интернет-магазина

Помимо вышесказанного стоит отметить также неоспоримые преимущества открытия онлайн-магазина перед «живым». Интернет-магазин будет работать 24 часа в сутки, без выходных и праздников. Заказы могут приходить из любой точки города, страны, мира. На витрину в онлайн-магазине вы можете выложить весь ваш ассортимент, даже если в наличии этого товара нет. Во-первых, вы можете принимать заказы на товары, которых нет на складе, но в течение короткого срока сможете получить от поставщика и передать заказчику. Во-вторых, таким образом вы можете производить анализ успешно-
сти новых позиций товара, не вкладывая в них оборотный капитал. В конечном итоге общая стоимость открытия интернет-магазина в разы ниже, чем открытие «живой» точки.

Например, стоимость интернет-магазина компании «Эльдорадо» оценивается порядка 1,5-2 млн. рублей, что в сравнении с открытием полноценного супермаркета копейки. В то же время, например, оборот интернет-магазина "Эльдорадо" в первом полугодии 2009 года вырос на 40% и составил 775 млн. руб. (http://www.sotovik.ru/news). При этом рынок бытовой техники и электроники за полугодие сократился на 25-40%. Многие эксперты полагают, что онлайновые продажи будут прибавлять по 20-30% ежегодно в ближайшие пять лет. Таким образом, перспективность работы в сети неоспорима.

Как сделать успешный интернет-магазин

Составляющие успеха интернет-магазина

Перед тем как начать работу по созданию вашего интернет-магазина стоит обратить внимание на несколько важных вопросов:

  • Что именно вы будете продавать? Необходимо оценить перспективу продажи вашего товара через интернет.
  • Выбрать варианты оплаты и решить вопросы логистики: хранения и доставки.
  • Необходимо продумать структуру вашего интернет-магазина, с целью сделать сайт простым для пользования вашими клиентами

Теперь давайте рассмотрим каждый из пунктов. Нужно понимать, что не каждый товар можно успешно продавать в интернет-магазине. Например, если вы решите продавать одежду (джинсы, к примеру), то можете столкнуться с проблемой подбора размера, формы под покупателя и т.д. Согласитесь, что подобрать одежду для человека, не увидев как она будет на нем сидеть и подойдет ли ему этот размер очень трудно. Это проблема, которая может стать камнем преткновения для вашего бизнеса. С другой стороны, если вы занимаетесь оптовой продажей одежды, то эта проблема отсутствует и использование интернет-магазина вполне актуально, т.к. в этом случае покупки зачастую делаются упаковками размерными рядами. Интернет-магазин сможет помочь автоматизировать процессы формирования заказов дилерами и документооборот.

Какой товар выбрать?

Хотим дать несколько советов о том, на какие категории товаров стоит обратить внимание при составлении ассортимента вашего интернет-магазина. Через интернет хорошо продаются редкие, эксклюзивные вещи (например, дизайнерская одежда или антиквариат). Также вполне удачно будет продаваться дорогая бытовая техника, если вы готовы предложить за счет снижения ваших издержек более низкую, привлекательную цену. Еще одна категория товаров, на которую стоит обратить внимание, это товары, которые потребляют с определенной периодичностью или каждый день. Например, продажа канцтоваров. У организаций есть постоянная необходимость в приобретении бумаги для принтеров, факсов, ручек и прочего. Если делать закупки силами сотрудников в магазинах канцтоваров, то это будет их отвлекать от текущей работы в офисе. А потому сервис, который позволит делать заказ канцелярии с рабочего места с доставкой до офиса будет очень востребован.

Следующим вопросом является выбор способов оплаты. Если ваш интернет-магазин работает в формате B2B, то вам будет достаточно возможности формирования счета (в идеале необходимо делать связь с бухгалтерской системой, например, с 1С-Бухгалтерия). Если же ваш магазин рассчитан на формат B2C (на частных клиентов), то советуем вначале добавить возможность формирования квитанции для оплаты заказа через банк или получать оплату через курьера при доставке (если работаете в пределах одного города, где доставка курьером возможна). Именно с этим набором стоит начать тестирование вашего интернет-магазина. В принципе, на начальном этапе вам больше и не надо. Если вы станете сразу добавлять все возможные системы оплаты, то на программирование функционала вы потратите время и деньги, а вот их успешное использование не очевидно. Например, в регионах использование для оплаты электронных денег или кредитных карт еще не так распространено. С другой стороны, когда вы станете лучше понимать вашего покупателя, поймете сами какие способы оплаты вам нужно добавить, чтобы удовлетворить потребность клиентов.

Способы доставки и оплаты

Ваш заказчик должен всегда видеть честную стоимость заказа, поэтому ваш интернет-магазин должен ему давать возможность увидеть стоимость товара, доставки и других накладных расходов, как в сумме, так и отдельно, чтобы быть готовым к этим дополнительным затратам. Советуем также постоянно держать в курсе своего клиента о состоянии заказа. Это можно делать через личный кабинет или рассылки на эл. почту. Когда клиент видит работу по заказу, он не будет волноваться и названивать вам для выяснения ситуации.

Принципы работы успешного магазина

Также стоит уделить внимание вопросам логистики. Если вы не сможете доставлять быстро заказы вашим клиентам, то будете их терять. Если вы работаете только в пределах одного города, то вам нужно организовать курьерскую доставку. Если же вы готовы доставлять ваш товар по всей стране или даже миру, то необходимо заключить договора с транспортными компаниями, которые смогут оказывать услуги доставки (желательно выбирать компании с возможностью доставки до двери заказчика). Помните, главное, что доставка должна стоить адекватных денег. Поэтому всегда в ваших интересах снижать издержки на доставку, при этом не в ущерб качеству.

Дальше стоит обратить внимание на реализацию вашего интернет-магазина. При разработке веб-сайта стоит помнить, что структура сайта должна быть легкая и понятная, иначе ваш клиент запутается и уйдет на другой сайт. Процесс заказа в идеале должен происходить в два-три клика. На сайте нужно разместить максимум информации о вашем товаре: характеристики, статьи, фотогалереи. Дизайн сайта не должен на себя отвлекать, помните, что ваша цель продать, а потому дизайн должен быть лишь обрамлением вашего товара. В конечном итоге всегда ставьте себя на место покупателя и действуйте по принципу «если удобно пользоваться, то так и нужно делать».

Инструменты для создания интернет-магазина

Инструменты создания интернет-магазина

Для создания собственного интернет-магазина можно использовать несколько видов инструментов. Во-первых, можно установить готовое решение. Подобных систем предлагается достаточно. Например, программа shop-script. Дистрибутив покупается и устанавливается на ваш хостинг. В результате вы получаете стандартный интернет-магазин в пределах предложенной вам концепции. Он позволит вам получать заказы, но настройка под ваши требования и запросы очень ограничена. Как альтернативный вариант — это воспользоваться услугой аренды интернет-магазина по технологии Saas. В этом случае вы получаете тоже стандартное решение, но технические вопросы по обслуживанию и поддержки берет на себя компания поставщик услуги. Оплата производится помесячно, но, как и с предыдущим вариантом, настроить интернет-магазин под конкретно ваши требования будет проблематично. Эти решения пригодны на начальном этапе становления вашего интернет-бизнеса. Они позволят вам попробовать свои силы в этой сфере, а также понять, что именно вам нужно от интернет-магазина для успешной работы.

Если ваша цель создание полноценного бизнеса на основе интернет-магазина, то готовые решения вам не подойдут. Вам необходима заказная разработка. В этом случае будут учтены особенности вашего бизнеса и ваши бизнес-процессы. Такой инструмент стоит дороже, но и его эффективность в разы выше. Вспомнить хотя бы тот же интернет-магазин компании Эльдорадо (создан на системе 1С-Битрикс).

Продвижение интернет-магазина

Способ продвижения интернет-магазина

После того, как вы создали свой интернет-магазин, встает вопрос о привлечении покупателей на него. В первую очередь советую воспользоваться контекстной рекламой в поисковиках. Эта реклама позволит практически сразу получить посетителей на сайт, в том числе и реальных покупателей. Также стоит обратить внимание на использование сервисов Товары.Mail.ru и Яндекс.Маркет. Информацию о них можно посмотреть, соответственно, на сайтах www.mail.ru и www.yandex.ru. Работы по оптимизации сайта позволят в дальнейшем иметь хорошие позиции в поисковиках, что даст бесплатный поток клиентов в будущем. В дальнейшем для поддержки вашего интернет-магазина можно создать тематические ресурсы о товарах или информационные порталы по темам, связанных с вашим ассортиментом. Эти сайты позволят привлекать бесплатно покупателей в ваш интернет-магазин, а также даст возможность дополнительно заработать вам на рекламе.

Способ продвижения интернет-магазина

Сейчас очень популярны социальные сети. Чтобы продвигать свой интернет-магазин и товары в них, советуем создавать группы и пользователей, с помощью которых вы сможете рассказывать о вашем товаре пользователям этих сетей. Также не стоит отказываться от возможность завести собственный дневник в системах www.twitter.com и www.livejournal.com. В дневниках можно рассказывать о новых товарах в вашем интернет-магазине и о работе вашего бизнеса. Это создаст привлекательный образ для покупателей.

Медийную рекламу (баннеры) стоит использовать для рекламы ваших акций или спецпредложений, что позволит вам охватить максимальную аудиторию в сжатые сроки.
Еще одним инструментом, который в будущем вам позволит увеличить монетизацию вашего интернет-магазина может стать партнерская программа. Это система, которая размещает код выдачи ваших товаров на площадке партнера и если с этой площадки был сделан заказ или с неё пришел покупатель, вы выплачиваете процент вашему партнеру.

Заключение

Перспективы продаж в интернете огромные. В Ростове-на-Дону и вообще в регионах этот сегмент не так быстро растет (мало создается интернет-магазинов, хотя спрос с каждым днем растет). Качественных интернет-магазинов в регионах можно посчитать на пальцах. Поэтому именно сейчас есть возможность занять свою нишу и долю рынка. Вы можете быть первым!

Примеры интернет-магазинов