Москва +7 (495) 240-82-20

Доклад семинара «1С-Битрикс»: Веб для бизнеса

Зачем нужно покупать патенты и регистрировать товарные знаки? Так ли это важно и необходимо

Большинство субъектов предпринимательства (юридические лица и ИП) для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают фирменные наименования, фирменные стили, логотипы, бренды, полезные модели, изобретения и т.д. Но далеко не каждый субъект предпринимательства его регистрирует, несмотря на высокий риск того, что это могут сделать его конкуренты, а также любые иные лица.

Регистрация или покупка объекта интеллектуальной собственности требует определенных финансовых вложений. Нередко возникает вопрос, а так ли это важно и необходимо? Можно ли его использовать и без регистрации?

Безусловно, субъект предпринимательства может использовать объект интеллектуальной собственности (торговые марки, логотипы, фирменное наименование, фирменные стили, коммерческие обозначения, бренды, полезные модели, изобретения и т.д.) и без регистрации, маркируя им товары или услуги, создавая товары или услуги.

Однако в таком случае никто не защищен от возможных претензий третьих лиц, которые могут успешно зарегистрировать, например, ваш товарный знак (либо товарный знак, сходный до степени смешения с вашим товарным знаком), потребовать от вас прекращения его использования и компенсации за нарушение их прав.

Без регистрации, обозначение, которым маркируются товары и услуги, является крайне уязвимым. Только после государственной регистрации вы получите исключительное право на товарный знак, подтверждаемое свидетельством. Ваше право на данный знак будет закреплено надлежащим образом, и никто другой не будет наделен правом маркировать таким знаком (или знаком, сходным до степени смешения с вашим) товары и услуги, для которых ваш знак был зарегистрирован.

Что немаловажно, законный владелец товарного знака наделяется целым комплексом средств, направленных на защиту его права от возможных нарушений. Кроме того, зарегистрированный товарный знак становится нематериальным активом, способным принести существенную прибыль. В частности, товарный знак можно продать, выдать за определенную плату лицензию на его использование третьим лицам, заложить товарный знак банку.

Еще особенность в необходимости регистрации объектов интеллектуальной собственности - "патентный троллинг", другими словами, получение охранных, фактически монопольных, документов лицами, которые к объектам интеллектуальной собственности никакого отношения не имеют.

Термин «патентный тролль» начали использовать с 1993 года для описания компаний, агрессивно проводящих патентное преследование.

Впервые патентный тролль был изображён в «Патентном видео», представленном в 1994 году и распространённом среди корпораций, университетов и государственных учреждений. В нём ничего не подозревающие лица становятся жертвами патентного тролля, который позиционирует себя как лицо, получающее ренту с лицензионных отчислений.

Эта метафора была популяризирована Питером Деткиным (англ. Peter Detkin), работавшим в Intel. Он описал этим термином действия компании TechSearch и её адвоката Раймонда Ниро (англ. Raymond Niro) по преследованию Intel. Ранее Деткин использовал термин патентный вымогатель (англ. patent extortionist).

Т.е. по сути патентный троллинг — действия физических или юридических лиц направленные на предъявление патентных исков.

Патентные тролли предпочитают называть себя патентными холдингами или патентными дилерами (англ. patent dealer). Применяются также другие названия: непрактикующее лицо (англ. non-practicing entity, NPE), непроизводящий патентовладелец (англ. non-manufacturing patentee или англ. non-manufacturing entity), торговец патентами (англ. patent marketer), которые в основном применяются к владельцам патентов, не ведущим самостоятельной производственной деятельности.

Механизм работы патентных троллей необычен. Дело в том, что патентные тяжбы стоят, как правило, очень дорого, и даже если жертва выиграет, для неё дешевле будет отдать деньги троллю, чем участвовать в суде. Например, Лаборатория Касперского дала отпор троллю, однако на суды пришлось потратить 2,5 млн долларов.

По данным Business Insider (2012), крупнейшими по количеству патентов троллями являются:

  • Intellectual Ventures (более 10 тысяч);
  • Round Rock Research LLC (3,5 тыс.);
  • Rockstar Consortium LLC (3,5 тыс.);
  • Interdigital (3 тыс.);
  • WARF (2,5 тыс.);
  • Rambus (1,6 тыс.);
  • Tessera Technologies Inc. (1,4 тыс.);
  • Acacia Technologies (1,3 тыс.).

Конечно, на первый взгляд кажется, что все эти патентные тролли – это явление исключительно Запада и США, но это далеко не так на территории нашей страны тоже имели место быть очень громкие прецеденты.

Так в октябре 1999 года в России был опубликован патент за номером 2139818 на изобретение «Сосуда стеклянного», описание которого полностью соответствует обыкновенной стеклянной бутылке.

Авторство изобретения «принадлежит»: Калиниченко и Троицину, проживающим в Московской области, а патентообладателем являлось ООО «Технополис».

ООО «Технополис» пытался потребовать от компаний, производящих пиво и безалкогольные напитки лицензионных отчислений в размере не менее 0,5 % от выручки.

Ссылка на патент изобретения: http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUPAT&rn=83&DocNumber=2139818&TypeFile=html

А теперь давайте представим сумму, которую должна была бы заплатить компания Балтика… И/или компания Кристалл…

Заключение

К сожалению, как отмечают эксперты, подобных прецедентов стало все больше, а ведение бизнеса, а тем более бизнеса в Интернете стало более рискованнее. В век информационных технологий каждая идея требует своей защиты. Отсутствие хотя бы минимальной защиты может обернуться для субъекта предпринимательства очень плачевно, что соответственно влечет к увеличению регистрация каждой идеи, каждого товарного знака, стиля, изобретения и т.д. для надлежащей защиты деловой репутации компании.

Вернуться в список публикаций